Как помочь подростку пережить депрессию?

Рост уровня подростковой депрессии не вызывает сомнений. Точных причин такой статистики неизвестно, но предполагается, что она связана с изменениями темпов жизни современного человека. Дисфункциональные установки, изменение системы ценностей общества, “достигаторство”, приоритет личного успеха и совершенства перед социальным благополучием, а также неблагополучные отношения внутри семьи — это и многое другое влияет на эмоциональную устойчивость молодых людей к стрессам.

 

Последствия подростковой депрессии

У исследователя Ефимовой М. Ю. встречается следующая информация: “Депрессия у детей и подростков может иметь значительные долгосрочные последствия в будущем, заключающиеся в трудностях межличностных взаимоотношений, в снижении учебной и профессиональной успешности, и в расстройствах, вызванных употреблением разных форм психоактивных веществ. Депрессия у детей и подростков является серьезным психическим расстройством с высокой степенью перехода в хроническую форму и суицидальным риском”.

Симптомы депрессии у подростка

Согласно критериям МКБ-10 ключевыми симптомами депрессии являются:

 

  • снижение настроения;
  • потеря способности получать удовольствие, сниженный интерес к ранее любимым делам;
  • сниженная активность.

К другим проявлениям относят снижение концентрации внимания, низкую самооценку, неуверенность в себе, идеи самообвинения, уничижительное отношение к себе, мрачные мысли о будущем, самоповреждающее поведение, попытки самоубийства, нарушения сна, аппетита.

 

Исходя из этих симптомов нетрудно предположить, что подросток может ощущать бессмысленность жизни. У него могут наблюдаться навязчивые мысли о конечности жизни.

 

Нужно отметить и то, что не всегда симптомы депрессии видны невооруженным глазом. Иногда депрессия маскируется за стремлением к уединению, академической неуспеваемостью, плохими отношениями со сверстниками, вызывающим поведением, фобиями, потерей интереса к ранее любимым хобби. Проявления усугубляются по мере усложнения школьной программы, приближения к ответственным мероприятиям  —  выпускным экзаменам и пр.

 

Одной из серьезных проблем является несвоевременная диагностика подростковой депрессии. Причем нужно понимать, что даже отсутствие диагноза “депрессия” при наличии высокого уровня депрессивности у ребенка пубертатного возраста  —  фактор риска социальной дезадаптации. Доклинические проявления депрессии могут быть источником разрушительного воздействия на формирующуюся психику подростка  —  он погружается в тяжелые переживания вместо того, чтобы уделять внимание эффективной социализации, развивать интеллектуальные навыки, учиться концентрировать внимание на сложных задачах, развивать когнитивные способности и пр.