Мазохизм
Мазохизм — Сексуальная перверсия, при которой удовлетворение связано со страданием и унижением, претерпеваемыми субъектом.
Для Фрейда мазохизм — не только перверсия, описанная сексологами, но нечто большее: с одной стороны, он усматривает элементы мазохизма в самых ранних видах сексуального поведения, а его зачатки — в детской сексуальности, с другой — исследует производные формы мазохизма, прежде всего моральный мазохизм, при котором субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием.
Р. фон Крафт-Эббинг первым развернуто описал сексуальную перверсию, которую он назвал словом, произодным от имени Л.Захера-Мазоха. «Здесь упомянуты все ее клинические проявления: физическая боль от уколов, ударов палкой или плетью; моральное унижение — рабское подчинение женщине, сопровождающееся «необходимым» телесным наказанием. Крафт-Эббинг обратил также внимание на роль, которую играют при этом мазохистские фантазии. Кроме того, он подчеркивал отношение мазохизма к садизму как к своей противоположности, усматривая в мазохизме как таковом патологическое разрастание женских психических элементов, болезненное усиление некоторых свойств женской души.» Моральный мазохист не может использовать стандартные способы для удовлетворения.
О тесной связи мазохизма с садизмом и о роли этой пары противоположностей в душевной жизни человека в трактовке Фрейда читатель узнает из статьи «Садомазохизм». Здесь мы представим лишь некоторые понятийные разграничения, введенные Фрейдом и , как правило, принятые в психоанализе.
В работе «Экономическая проблема мазохизма» Фрейд различал три формы мазохизма: эрогенный, женский и моральный. Понятие морального мазохизма определить несложно, а вот два других понятия могут вызвать недоразумения.
1) Обычно выражение » эрогенный мазохизм» обозначает мазохизм как сексуальную перверсию. Хотя такое обозначение и представляется вполне уместным (мазохист-перверт ищет эротического возбуждения в боли), оно вряд ли соответствует фрейдовскому пониманию этого выражения. Ведь у него речь шла не о какой-то определенной клинически выявляемой форме мазохизма, но скорее об основном условии данной разновидности перверсии, характерном и для морального мазохизма, а именно о связи между сексуальным удовольствием и болью.
2) Возникает естественное стремление понять «женский мазохизм» как «мазохизм женщины». Фрейд, несомненно, видел в этом «выражение женской сущности», однако в рамках его теории бисексуальности женский мазохизм — это скорее свойство любого человека. Фрейд говорил о женском мазохизме, описывая сущность мазохистской перверсии у мужчин: «Если изучать те случаи, в которых фантазии, связанные с мазохизмом, представлены в наиболее развернутой форме, нетрудно обнаружить, что они ставят субъекта в типично женские ситуации».