Что означает амбивалентность
Амбивалентность — противоположность душевных склонностей, установок и чувств, преимущественно любви и ненависти, направленных на один и тот же объект.
Амбивалентность это что? Понятие “амбивалентности” заимствовано Фрейдом у Блейлера, который ввел этот термин, рассматривая амбивалентность с трех точек зрения. Волевая амбивалентность означает, например, что субъект одновременно хочет есть и не хочет есть. Интеллектуальная амбивалентность означает, что субъект одновременно высказывает нечто и то, что ему противоречит. Амбивалентность это расстройство личности. Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит одного и того же человека.
Блейлер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении, полагая, однако, что она встречается и у нормальных людей.
Это понятие появилось впервые у Фрейда в «Динамике переноса» при попытке объяснить феномен негативного переноса: «…он нередко обнаруживается наряду с позитивным переносом, направленным на одного и того же человека. … именно амбивалентность аффективных целей позволяет нам лучше понять способность невротиков использовать перенос в целях защиты.» Однако идея взаимосвязи между любовью и ненавистью встречалась у Фрейда и раньше, например в исследовании случаев Маленького Ганса и Человека с крысами: «В сердце любящего разыгрывается настоящая битва между любовью и ненавистью к одному и тому же человеку».
Амбивалентность в психиатрии это ряд расстройств (психозы, неврозы навязчивых состояний), ряд состояний (ревность, скорбь), а также стадий развития либидо, на которых любовь к объекту сосуществует с его разрушением (орально-садистическая и анально-садитическая стадии).
В этом смысле амбивалентность становится у Абрахама категорией , позволяющей уточнить своеобразие объектного отношения на каждой стадии. Первичная оральная стадия носит название доамбивалентной: » Сосание груди это вид поглощения, не разрушающего объект.» По Абрахаму, собственно амбивалентность появляется лишь на орально-садистической , каннибалистической стадии с характерным для нее враждебным отношением к объекту; позднее индивид научается щадить объект, беречь его от разрушения. Окончательное преодоление амбивалентности возможно лишь на генитальной (постамбивалентной) стадии. В трудах М.Кляйн, вслед за Абрахамом, понятие амбивалентности играет существенную роль. По Кляйн, влечение изначально амбивалентно: «любовь» к объекту неотделима от его разрушения, и потому амбивалентность становится качеством самого объекта. Субъект борется с этой амбивалентностью, расчленяя объект на «хороший » и «плохой»: амбивалентный объект, одновременно и благожелательный и враждебный, отныне исключается.