Госпитализм

Госпитализм  —  это комплекс физических и психических нарушений, который развивается из-за отрыва от матери, дома, нехватки эмоциональных социальных контактов. Считается, что понятие ввел австро-американский психолог Рене Спитс, он исследовал особенности отставания в развитии у детей, которые вынуждены долгое время находиться в больнице.

Оглавление

Наш соотечественник П.Я. Гальперин также исследовал феномен госпитализма. Он описывал опыт воспитания детей в яслях во время Великой Отечественной войны  —  в условиях жесткой нехватки свободных рук дети в яслях обеспечивались лишь необходимым для поддержания жизни, медицинским уходом. Дети, росшие в этих яслях до 3 лет, демонстрировали остро выраженные дефекты воспитания  —  они погружались в дрему и проводили в ней время до следующего кормления. Будучи голодными, они кричали, а после насыщения вновь погружались в дрему. В результате они не научились поднимать головку, застывали в своем состоянии и бурно протестовали, когда взрослый пытался начать с ними общение. Этот опыт П.Я. Гальперин описывает так: “таким образом, имеет место картина, что если детей не воспитывать, так дети и не развиваются. Они растут, увеличиваются а объёме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений” (П.Я. Гальперин, 2002, с. 142-145).

 

Согласно взглядам Спитса, задержка развития объясняется разлукой с матерью. А позже понятие госпитализм перестало включать обязательное нахождение ребенка в стационаре, оно стало подразумевать в целом отсутствие должного внимания матери к ребенку даже тогда, когда они находятся рядом.

Симптомы и проявления

Детям с госпитализмом свойственна задержка развития, что проявляется в:

  • запоздалом развитии движений, ходьбы;
  • проблемах в формировании речи;
  • появлении бессмысленных навязчивых движений (например, раскачивание из стороны в сторону).

Младенцы плохо набирают в весе, страдают от повышенной сонливости, не реагируют на действия окружающих. В первые месяцы жизни главным проявлением госпитализма является отсутствие комплекса оживления  —  малыш не улыбается в ответ на улыбку и обращенную к нему речь, не фиксирует взгляд на лице, отсутствует двигательное оживление, гуление, вскрики при приближении взрослого. В норме такой комплекс разворачивается к 3-4 месяцам, а при наличии госпитализма значительно позже, при этом многие звенья комплекса могут отсутствовать. Плач у детей с госпитализмом слабый, продолжительный и частый.

После новорожденности и до года отмечаются отставание моторных навыков, ребенок начинает позже гулить, лепетать, держать головку. Координация движений может быть недостаточной, движения неуверенные и резкие. Ребенок не может переложить игрушку из руки в руку.

 

Проявлением госпитализма могут быть компульсии:

 

  • раскачивание из стороны в сторону;
  • мотание головой;
  • стереотипные удары предметами о стену и др.

Ребенок не проявляет интереса к общению, отвечает на поаытки контакта плачем или агрессией.

 

В раннем детском возрасте проявлениями госпитализма всегда выступают нарушения социально-коммуникативных навыков и речи. Первые слова у таких детей появляются не ранее, чем 14-15 месяцев, у большинства только к 3 годам. Наблюдается сниженный интерес к общению, апатичность, замкнутость или напротив, вспыльчивость. Часто имеет место навязчивое поведение  —  сосание пальца, накручивание пряди волос, раскачивания и пр. С координацией могут сохраняться проблемы, а игровая деятельность зачастую носит манипулятивный характер, т.е. ребенок бросает мяч и т.д.

Оставьте заявку и мы вам перезвоним в течении 15 минут.

Возможные осложнения

Госпитализм всегда идет бок о бок с задержкой роста и недостаточным весом, снижением иммунных сил. Такие дети часто болеют респираторными заболеваниями, страдают от инфекций мочевыводящей системы, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Отсутствие своевременного лечения может приводить к развитию младенческого маразма, аутизма, стойким нарушениям интеллектуальной сферы и даже инвалидизации.

Диагностика и лечение

Диагностика осуществляется с помощью осмотра и наблюдения  —  если возможно, врач опросит родителей, близких, а также медперсонал и всех, кто часто контактирует с ребенком. Диагностикой может заниматься как детский невролог, так и психиатр или клинический психолог. В рамках обследования будут учтены такие показатели, как тонус мышц и выраженность рефлексов, сформированность движений, психомоторное развитие, эмоциональные реакции, способность общаться, адекватно реагировать и пр. Могут быть применены разные методы оценки сформированности речи и познавательных функций.

Важно отличить госпитализм от других расстройств. Главным отличием является сам факт психической депривации. Однако госпитализм может сопровождать аутизм, эпилепсию, умственную отсталость, это тоже обязательно учтет врач.

Лечение разрабатывается в зависимости от состояния ребенка, наличия и отсутствия сопутствующих патологий. Расстройство обратимо, если ребенок возвращается к значимому взрослому  —  маме, папе или заменяющему их лицу. Обычно симптомы начинают проходить уже через 2-3 недели. Если же требуется комплексное лечение, оно состоит в проведении психокоррекции и социальной реабилитации. Есть несколько задач, которые важно решить в рамках терапии:

  • развитие познавательной сферы —  могут проводиться упражнения на тренировку памяти, внимания, развитие мышления;
  • формирование положительного психоэмоционального состояния;
  • устранение тревожности, напряжения;
  • развитие социальных коммуникаций, навыков общения.

 

Для лечения ребенок должен быть включен в детский коллектив, а также в отношения со значимым взрослым, который будет рядом.  

Тяжелые случаи госпитализма могут потребовать психофармакотерапии. Это позволяет достичь эмоциональной стабильности, стимулировать развитие познавательных процессов.

Список литературы:

Гальперин П.Я., Лекции по психологии, М.,  «Университет»; «Высшая школа», 2002 г., с. 142-145.

Возникли вопросы?

У наших консультантов найдется ответ на любой ваш вопрос!
Круглосуточная горячая линия.