Наш соотечественник П.Я. Гальперин также исследовал феномен госпитализма. Он описывал опыт воспитания детей в яслях во время Великой Отечественной войны — в условиях жесткой нехватки свободных рук дети в яслях обеспечивались лишь необходимым для поддержания жизни, медицинским уходом. Дети, росшие в этих яслях до 3 лет, демонстрировали остро выраженные дефекты воспитания — они погружались в дрему и проводили в ней время до следующего кормления. Будучи голодными, они кричали, а после насыщения вновь погружались в дрему. В результате они не научились поднимать головку, застывали в своем состоянии и бурно протестовали, когда взрослый пытался начать с ними общение. Этот опыт П.Я. Гальперин описывает так: “таким образом, имеет место картина, что если детей не воспитывать, так дети и не развиваются. Они растут, увеличиваются а объёме, но не приобретают не то что поведения, а даже элементарных движений” (П.Я. Гальперин, 2002, с. 142-145).
Согласно взглядам Спитса, задержка развития объясняется разлукой с матерью. А позже понятие госпитализм перестало включать обязательное нахождение ребенка в стационаре, оно стало подразумевать в целом отсутствие должного внимания матери к ребенку даже тогда, когда они находятся рядом.